Автоматизация энергообъектов

Аsuelectro.ru: системы автоматизации, технологии автоматизации, автоматизация производственных процессов в электроэнергетике, комплексная автоматизация электроэнергетических объектов, АСДУ, системы АСУ ТП подстанции, автоматизация учета электроэнергии, АСКУЭ, оперативные переключения в электроэнергетике, компьютерные тренажеры, автоматика и телемеханика, системы телемеханики в энергетике
Главное меню
Основы
Полезное

 

   

Автоматизация энергообъектов » АСКУЭ: оборудование АСКУЭ, автоматизация учета эле

Варианты реализации системы расчётов с абонентами

Сложившаяся  в настоящее время  в республике Беларусь система расчётов с абонентами за отпущенную энергию имеет огромное количество недостатков, а поэтому только с огромным трудом и привлечением к этой работе всевозможных видов административных ресурсов, позволяет обеспечить стабильное функционирование энергосистемы.

Основным недостатком является то, что энергосистема сама в течение многих лет приучала потребителя брать энергию, а потом по истечении определённого времени за неё рассчитываться. Таким образом, энергетики кредитовали не только население, но и практически весь сектор экономики республики, а для этого необходимо наличие огромного количества оборотных средств. В реально сложившемся переходе к рыночным отношениям энергосистема не может больше кредитовать потребителя, а поэтому наиболее актуально становится вопрос обеспечения предоплаты потребителем за подлежащую к отпуску энергию. Однако потребитель до сих пор не может понять, что энергия это тоже товар, причём товар высоко ликвидный, за который надо платить предоплату. Все хорошо понимают, что никто в магазине не даст без оплаты даже булку хлеба, но требуют, чтобы энергия отпускалась в долг. Именно поэтому сегодня энергосистема с таким трудом собирает, деньги с потребителей. Выход из сложившейся ситуации можно осуществить в два этапа.

1. Применение мер жесткого администрирования

2. Применение  комплекса экономических интересов обоих сторон (энергоснабжающей организации и потребителя)

Сегодня к потребителям энергии для обеспечения сбора средств принимается целый комплекс административных  мер таких как проведение, при райисполкомах заседаний энергетических комиссий с приглашением на них руководителей предприятий неплательщиков, проведение подобных заседаний комиссии при облисполкомах, и республиканской комиссии, решением которых к руководителю любого ранга могут применить любые меры административного взыскания вплоть до освобождения от занимаемой должности, запрет выплаты премий и надбавок к окладам руководителям, не обеспечившим 100% оплату текущего потребления энергоресурсов. Однако сегодня этот этап начинает себя исчерпывать и поэтому самым действенным остаётся метод  введения ограничений потребления энергоресурсов вплоть до полного прекращения их подачи.

Однако и здесь всё не так просто, существующая банковская система предусматривает принятие от энергоснабжающих организаций к оплате платёжных требований только за отпущенную энергию, то есть по истечении расчётного месяца энергоснабжающая организация рассчитывает потребителя, направляет в банк платёжное требование, оно лишь на 13-14 день после отправки в случае получения от потребителя письменного согласия на акцепт будет занесено в картотеку и при появлении денег на счету у потребителя будет оплачено. На весь этот процесс уходит практически еще один месяц. В итоге кредитование растягивается уже на два месяца, а сельское хозяйство в республике энергетиками кредитуется с 1999 года в среднем на 70-80%. Бюджетным организациям с декабря прошлого года энергетики вообще не имеют право выставлять платёжные требования.

Правительством республики в ряде распорядительных документов продек­ларирована задача ухода от политики перекрестного субсидирования к 2004 году, что неизбежно будет сопровож­даться ростом тарифов на электроэнер­гию для населения. Таким образом, с учетом низкой платежеспособности на­селения будут созданы условия для резкого увеличения хищений электроэ­нергии в бытовом секторе. К этому яв­лению энергоснабжающие организа­ции  также должны быть всесторонне подго­товлены.

Однако проводить гибкую тех­ническую и тарифную политику, а также осуществлять эффективные действия по выявлению и пресечению безучет­ного потребления на старой (действующей) приборной базе (без внедрения авто­матизированного учета) не представля­ется возможным.

Исходя из вышеизложенного учитывая основные направления  технической политики в области приборного учёта  для улучшения сбора средств с потребителей предлагается:

1. Произвести оснащение всех промышленных предприятии автоматизированными системами учета электроэнергии на базе многотарифных электронных счётчиков. При создании АСКУЭ обязательна передача ин­формации от потребителя энергоснабжающей организации, что позволит осуществлять оперативный контроль нагрузок в часы максимума, а также дис­танционно снимать показания приборов. Одновременно необходимо осуществить ретрансляцию показаний приборов учёта в программы расчётов. В существующей  «АРМ  Расчеты» производится расчёт суммы оплаты за потреблённую энергию и минуя банковскою систему по тому же каналу связи этот счет отправляется к потребителю. Так как промышленная группа потребителей является платежеспособной то при расчетах основная проблема это своевременное предоставление документа на оплату. Подпись электронных документов можно осуществлять с помощью действующей системы электронных ключей. Стимулом к внедрению потребителями у себя таких систем должно  быть применение при расчетах с потребителями различных тарифных планов позволяющих при внедрении подобной системы за счет средств потребителя получить на время окупаемости проекта скидку с тарифа. Можно предоставить возможность системе внедрить на предприятии, такую систему, которая бы устраивала энергетиков, а её стоимость выплачивалась бы предприятием энергосистеме в виде надбавок к тарифу. Также должны предлагаться потребителю и тарифные планы, стимулирующие  выравнивание суточного и не­дельного графиков электрической нагрузки.

2. Оснащение объектов малого и среднего биз­неса,     бюджетных   организаций,     сельско­хозяйственных объектов счетчиками электро­энергии    с    пластиковыми    многоразовыми электронными программируемыми картами опла­ты. Это позволит:

  • обеспечить отпуск электроэнергии потреби­телям на уровне заложенных в бюджете средств с разбивкой по каждому объекту и в разрезе расчет­ных периодов;
  • запрограммировать режим потребления, при котором после исчерпания лимита потребляемая мощность снижается до заданного минимального значения либо полностью отключается подача энергии.
  • сформировать ситуацию постоянного контро­ля и неотвратимости наказания за потребление электроэнергии без ее оплаты.
  • снизит количество персонала занятого введением ограничений.

Источники финансирования данного мероприятия  это, во-первых, сами потребители,  вновь подключающиеся  к энергосистеме, которые будут обязаны устанавливать у себя такие системы и счетчики с функцией предоплаты, во-вторых, они будут обязаны внести энергосистеме плату за вновь вводимую мощность, которая взималась с потребителей во все времена до 1998 года.

Третьим источником финансирования может быть фонд энергосбережения.

3. Постепенная замена всего парка бытовых однофазных счетчиков у коммунально-бытовых потребителей. Концепция замены однофазных счетчиков у бы­товых потребителей сводится к следующему:

  • Для жилых многоквартирных домов, где счет­чики размещены в квартирах, частных строений со­временных коттеджных поселков и отдельно стро­ящихся индивидуальных жилых домов коттеджного типа, применение многотарифных электронных счётчиков с пластиковыми многоразовыми электронными программируемыми картами предоплаты.
  • Для жилых многоквартирных домов, где счет­чики размещены на лестничных клетках, приме­нение многотарифных электронных счётчиков с объединением их в ав­томатизированные системы учета;
  • Для частных строений и индивидуальных жи­лых домов, разрешен­ная электрическая мощность которых не превышает 3,5 кВт, применение простых индукционных счетчиков с их заменой электронными в последнюю очередь.
  • Потребители, у которых были выявлены факты хищений, должны переводиться на расчеты по пре­доплате.
  • Все приборы учета в частных жилых домах должны быть установлены за пределами домовладения, на лицевой стороне дома в щите учёта, таким образом, чтобы легко просматривались кабель ввода в щит и кабели выходящие в дом, таким образом при применении электронных приборов учёта хищение электроэнергии кроме явно заметного способа с помощью наброса на провода опоры будут исключены.

Применив во внедряемой АСКУЭ программный комплекс «Контроль и планирование отключений потребителей электроэнергии» разработанный ООО «Энфорс» можно добиться автоматизации рабочего места работника ГРИК связанных с отключением потребителей неплательщиков.

Данный программный комплекс позволяет:

  • Вести схемы электроснабжения потребителей
  • Выявлять потребителей - неплательщиков
  • Выносить предупреждения и уведомления потребителей неплательщиков об отключении от электроснабжения
  • Составлять план - график отключения потребителей - неплательщиков
  • Ведения статистики по намеченным, текущим, завершенным и отменённым отключеньям электроснабжения (с подготовкой соответствующих отчетов)
  • Черчением схем электроснабжения потребителей

Для работы с потребителями - задолженн6иками  среди населения можно применять программное обеспечение «Рингер» разработанное ЗАО «АЛСЕКО», которое по населению формирует список телефонов, владельцы которых являются должниками по оплате за электроэнергию. По расписанию, в рабочие дни с 18 до 22 часов, а выходные дни с 10 до 21, по 10 телефонным каналам система автоматически оповещает этих задолженников. Прочитывается определённый текст оповещения, и называются конкре6тные суммы задолженности для каждого абонента. По результатам обзвона формируется статистика (сколько было попыток обзвона, из них, сколько успешных, сколько неуспешных), позволяющая с необходимой периодичностью проводить анализ.

Одним из решений в плане улучшения расчетов с абонентами может послужить внедрение автоматической информационной системы, такой как у операторов сотовой связи, когда каждый абонент может, набрав телефонный номер, смог бы получить информацию о балансе своего лицевого счета.

Несомненно,  и то, что уже давно существует острая необходимость создания энергетикам своего «Энергобанка» и открытия разветвлённой сети расчётно-кассовых центров.

Все вышеперечисленное сможет коренным образом улучшить состояние расчетов, за потребленные энергоносители, высвободив при этом средства для дальнейшей реконструкции и развития энергетической отрасли.



Популярные статьи


Архив статей
Октябрь 2009 (3)
Август 2009 (1)
Май 2009 (15)
Апрель 2009 (10)
Март 2009 (5)
Февраль 2009 (6)


Календарь
«    Май 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Copyright © 2008-2009. Аsuelectro.ru
При копировании информации с сайта ссылка на http://asuelectro.ru обязательна!!!

 
КартаКарта